А именно, влечет наложение административного штрафа:- на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч;
- на индивидуальных предпринимателей – от 20 тысяч до 50 тысяч;
- на юридических лиц – от 500 тысяч до 1 млн. рублей.
Исходя из сложившейся судебной практики, в 90% случаях избежать ответственности невозможно, если проверяющими органами выявлен факт нарушения.Не смотря на это, нарушитель вправе обжаловать вынесенное постановление.
В данной статье расскажем, на какие нормы ссылаться и какую выстроить позицию при обжаловании постановления о привлечении к ответственности или при подготовке отзыва на иск (в случае, если подан иск против привлекаемого к ответственности).
Итак, несколько предположительных вариантов выхода из ситуации.1. В здании проводились некие работы, которые не являются строительством или реконструкцией.В градостроительном кодексе РФ дано четкое определение понятиям:
Строительство - это создание зданий, строений и сооружений.
Реконструкция – это изменение параметров объекта недвижимости. А именно изменение высоты, количества этажей, площади, в том числе надстрой, пристрой и расширение объекта. Также сюда можно отнести замену/восстановление несущих конструкций нежилого здания.
В данном случае были проведены работы, которые не относится ни к строительству, ни к реконструкции.
К примеру, проводился капитальный ремонт. Значит действия, по привлечению к административной ответственности, являются незаконными.
Минус в том, что строительные работы или работы по реконструкции объекта, практически нельзя отличить от работ, которые не относятся к ним.Поэтому с большой долей вероятности, для подтверждения довода будет назначена
судебная строительная экспертиза.2. Объект, в котором проводились строительные работы (или реконструкция) не является объектом капитального строительстваСнова обратимся для определения понятия к Градостроительному кодексу РФ.
Объект капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, незавершенного строительства, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка.
Такие понятия как «здание» и «сооружение» приводятся и в Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Определение понятия «строение» как объекта капитального строительства в законодательстве не содержится.
При этом получение разрешительной документации требуется исключительно в отношении объектов капитального строительства.Объектов
не капитального строительства
требование не касается, то есть, в отношении некапитальных строений
необходимости согласования строительства или реконструкции
нет.Так, например, если проводились строительные работы определенной конструкции, которые могут не иметь признаков реконструкции, в таких случаях не требуется разрешения на строительство, А это тоже дает возможность избежать от ответственности.
3. Работы не требовали разрешения на строительство в отношении объекта капитального строительства.Вот тот самый случай, при котором получение разрешительной документации не требуется. В статье 51 Градостроительного кодекса РФ перечислены все случаи, относящиеся к ним.
Следует отметить, что наиболее часто по такому основанию освобождают от ответственности за строительные работы касательно объектов вспомогательного назначения.
Информацию, какие именно объекты к ним относятся, можно получить из письма Росреестра от 13.04.2020 № 3215-АБ/20 "Об объектах вспомогательного использования", а как такой объект зарегистрировать - узнаете
здесь.
4. Привлекаемое лицо, которое проводило строительные работы, не несет обязанность получать разрешительную документацию.Застройщик, то есть лицо которое имеет право на застройку земельного участка (он же собственник) – является лицом которое несет обязанность по предварительному получению разрешения на строительство до начала работ.
А в случае если привлекаемое лицо не является застройщиком, к примеру он - подрядчик, то не может привлекаться к административной ответственности по данному делу.
Минус такой позиции в том, что субъектами административной ответственности могут являться застройщики и иные лица, в том числе подрядчики, которые должны были до начала строительных работ удостовериться в наличии разрешительной документации.
5. Малозначительность.При малозначительности нарушения (в случае признания ее таковой) могут освободить нарушителя от административной ответственности и вынести устное замечание.
Минус в том что признать нарушение и действия малозначительными крайне сложно, и вероятно также потребуется назначение
судебной экспертизы, что может оказаться дороже самого штрафа (для граждан).
6. Уменьшение размера административного штрафаПо заявлению нарушителя могут рассмотреть вопрос уменьшения суммы штрафа. Однако все будет зависеть от обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, незначительность которых также потребуется доказать.
Данное положение довольно часто применяется судами при рассмотрении категории дел о привлечении к ответственности, вопрос только насколько существенно будет уменьшение.
7. Вынесение предупреждения вместо штрафаЭто еще одна возможность выйти сухим из воды, о которой также не стоит забывать при выстраивании позиции защиты.
8. И последнее, незаконность и необоснованность проверкиВ случае грубого нарушения установленных требований к проверке, такие документы не могут быть доказательствами нарушения, могут быть отменены.
Сюда же можно отнести сомнение в правильности составления протокола, вынесения постановления. Здесь присмотревшись, возможно также можно найти нарушения. При представлении доказательной базы проверяющие органы не "заморачиваются", а суды не всегда вникают и не запрашивают.
Вывод можно сделать следующий...При рассмотрении административного дела, как и при любых других судебных спорах, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которое она ссылается.
Приводя любые из перечисленных аргументов, привлекаемое лицо должно вооружиться железными доводами и неопровержимыми доказательствами.